Verification: c678d6cfa76bda78
логотиплоготип

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Проект "Культурный марафон родных языков в Алтайском крае" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив 

подробнее см. по ссылке

Для многонациональной России проблема поддержки и развития языкового и культурного разнообразия – это не только вопрос сохранения этнокультурной идентичности народов, образующих российское общество, но и одно из главных условий и факторов обеспечения межнационального согласия и укрепления государственности страны. Основой государственной языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия формирования и укрепления сбалансированного русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением и поддерживается изучение родных языков народов России. Родной язык - это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень специфичная, ибо без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная культура может усваиваться вместе с родным языком, через газеты, театры, телепередачи, писателей, обычаи и традиции.

На территории Алтайского края проживают представители 142 национальностей. К самым многочисленным национальностям, населяющим регион, относятся представители 17 национальностей: казахи, узбеки, таджики, армяне, татары, азербайджанцы, мордва, чуваши, алтайцы, кумандинцы, корейцы и др. Условия многоязычия в Алтайском крае усложняются в связи с трудовой миграцией. Алтайский край в среднем ежегодно принимает около 2000 человек, из них не менее 800 человек получают разрешение на работу, длительно проживают в районах и городах Алтайского края и перевозят свои семьи. К категории коренных малочисленных народов относятся кумандинцы. Их численность составляет 1401 человек из немногих 2800, проживающих в России. В то же время на территории Алтайского края проживают представители и других малочисленных народов (алтайцы, в т.ч. телегниты, тубалары, челканцы), которые для региона не являются коренными.

В рамках проекта планируется реализация мероприятий для школьников, студентов и педагогов в разных форматах: круглый стол, онлайн викторина, Летняя филологическая школа, дистанционный конкурс проектов и другие. Проектной командой разрабатывается электронное пособие по развитию читательской грамотности школьников, которое в дальнейшем будет размещено на нашем сайте.

22 февраля 2022 г. прошел межрегиональный круглый стол

по вопросам сохранения родных языков Алтайского края 

в онлайн формате

 

Культурный марафон родных языков в Алтайском крае открыл круглый стол, посвященный Международному дню родного языка. В рамках круглого стола ведущие ученые, писатели, культурологи, представители СМИ, студенты вузов и учащиеся образовательных организаций обсудили актуальные вопросы обучения и изучения родных языков, сохранения и поддержки национальных культур в условиях цифровизации современного общества.

Староселец Ольга, заведующая кафедрой гуманитарного образования КАУ ДПО АИРО им. А. М. Топорова, охарактеризовала в целом языковую ситуацию в регионе, обозначив наиболее острые вопросы, в частности касающиеся сохранения кумандинского языка и кумандинской культуры. Петухов Виталий, руководитель общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая», г. Бийск, выступил с конкретными предложениями совместных проектов по сохранению и поддержкекумандинского языка и культуры.

Екатерина Филиппова,председатель языкового совета по вопросам сохранения и поддержки немецкого языка в Алтайском крае и Республике Алтай при Краевой национально-культурной автономии немцев Алтая, поделилась опытом организации молодежных конкурсов с целью популяризации немецкого языка.

Лукашевич Елена, заведующая кафедрой теории и практики журналистики, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», подняла ряд вопросов о роли педагога в системе обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации. Должен ли педагог стремиться быть образцовым носителем русского языка как государственного и как родного?

Ирина Филиппова, руководитель учебно-аналитического отдела, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 59» г. Барнаула, отметила особенности организации образовательного процесса при обучении русскому языку как родному. В связи с этим вызвал большой интерес доклад Емендеева Ильдара, учителя алтайского языка и литературы БОУ РА «Республиканский классический лицей», методиста БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай», об особенностях обучения алтайскому эпосу на родном языке.

Мероприятия проекта

Материалы круглого стола

 

ПАРТНЕР ПРОЕКТА

С 25 апреля по 25 мая 2022 года состоялась онлайн-викторина «История русского языка: тайны и загадки», приуроченная ко дню памяти создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия
 

Официальная группа проекта в социальной сети ВКонтакте

Викторина включала тестовые задания из 20 вопросов для трёх возрастных групп. Проводилась она на Яндекс-платформе. Каждый участник мог работать над заданиями, используя ресурсы библиотек, интернета, помощь родителей и друзей.

Марина Шалабод, доцент кафедры гуманитарного образования КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова": "Викторина была связана с возрождением культурно-исторических основ в современном российском обществе. Вопросы касались устаревшей лексики русского языка, фразеологизмов, которые мы произносим, но не всегда понимаем их исконный смысл".
Победители были определены в каждой возрастной группе. В итоге 20 баллов из 20 возможных набрали 25 человек, свыше 18 баллов — 38 человек. Все участники получат сертификаты, победителей отметят грамотами.
Эстафету культурного марафона переняли конкурс проектов для школьников и студентов «Мой мир глазами другого» и Летняя филологическая школа для учителей русского языка и литературы или учителей, которая пройдет в августе 2022 года. Итоги ключевых мероприятий культурного марафона будут подведены в сентябре этого года в рамках Дней образования и науки на Алтае-2022.
Напомним, что в 2022 году проект «Культурный марафон родных языков в Алтайском крае» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив в номинации «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей». Как отмечают организаторы марафона, благодаря грантовой поддержке удается привлекать большее количество участников и предлагать им новые востребованные формы мероприятий.

Интересные факты

 

  • Онлайн-викторина вызвала большой интерес. Если в прошлом 2021 году в ней участвовало 317 человек, то в этом году на мероприятии насчитывалось 2000 участников: самым юным было 8 лет, а самым старшим  60 лет.

  • Самая большая по численности оказалась возрастная категория 13-25 лет - 1186 участников.

  • Вопросы викторины содержали различные типы заданий: визуальные вопросы (по изображению нужно определить название предмета, который использовался на Руси); вопросы о названии одежды на Руси; вопросы на понимание значения древнерусских слов; задания на понимание пословиц и поговорок и др.

  • Несмотря, на то, что викторина завершилась, каждый желающий может принять участие в интересных онлайн опросах на знание истории русского языка в официальной группе проекта в социальной сети ВКонтакте. Вступайте в группу проекта и изучайте родные языки Алтая вместе с нами!

Эксперты проекта

Татьяна Николаевна Райских, заместитель директора по научной

и инновационной работе

КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", канд.пед.наук, доцент

эксперт АНО ЦРИПиФГ, обеспечивает организационное и информационное сопровождение проекта, работу в соцсетях, администрирование сайта

Ольга Александровна Староселец, 

заведующий кафедрой

гуманитарного образования

КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", канд.филол.наук, доцент

эксперт АНО ЦРИПиФГ, в проекте выступает в роли автора и разработчика методических материалов, проводит мероприятия, занятия и мастер-классы

Марина Леонидовна Шалабод, 

доцент кафедры гуманитарного образования КАУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова", эксперт АНО ЦРИПиФГ, в проекте выступает в роли автора и разработчика методических материалов, выполняет функции аналитика, эксперта и и методиста  проекта

50 педагогов приняли участие в Летней филологической школе

С 9 по 13 августа в селе Ая прошла межрегиональная Летняя филологическая школа «Язык — всем знаниям и всей природе ключ». В мероприятии приняли участие 50 педагогов из Барнаула, Ярового и районов (Целинный, Романовский, Третьяковский, Тюменцевский, Кытмановский) Алтайского края, а также гости из республик Алтай и Тыва.

— Впервые в Летней школе приняли участие учителя начальных классов, педагоги из коррекционных школ и педагоги СПО из Алтайской академии гостеприимства, — отметила заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин АИРО, одна из кураторов мероприятия Ольга Староселец.

В первый день школы заведующая лабораторией экономической педагогики АИРО им. А.М Топорова Наталья Колпакова провела тренинг по командообразованию, по итогам тренинга сложились школьные и межрегиональные команды, которые определили темы и идеи образовательных событий и приступили к совместной работе над проектами.

Второй день школы также прошел насыщенно и продуктивно: педагоги познакомились с технологией разработки и проведения образовательного события, которое при этом рассматривалось как средство развития функциональной грамотности учащихся и должно было включать задания, направленные на развитие читательской грамотности, креативного мышление и других глобальных компетенций, а также на знание родного языка и родной литературы, изучение богатства родных языков народов России.

Ярким событием второго дня стал мастер-класс по древнерусской каллиграфии: его провел Николай Афонин, директор бийской православной школы во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Это было историческое путешествие от истоков русской каллиграфии до наших дней. Педагоги – филологи и специалисты по каллиграфии обсудили важный воспитывающий и развивающий потенциал занятий каллиграфическим письмом и попробовали самостоятельно сделать несколько заданий по основам каллиграфического письма.

Третий и четвертый день были посвящены практике проектирования образовательных событий: педагоги разрабатывали сценарии, проектировали технологические карты, в основном событий внеурочной направленности. Проекты носили междисциплинарный характер, но так или иначе связанные с русским языком и литературой. Также 11 августа прошла проектная сессия по разработке кейс-чемпионата по функциональной грамотности, которую провела заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО им. А.М. Топорова Татьяна Райских.

— Наша задача была — спроектировать технологию проведения кейс-чемпионата, — рассказала Татьяна Райских. — Мы с педагогами продумывали этапы и логику его проведения, как сделать так, чтобы организовать внеурочную деятельность с использованием кейсов. В итоге мы придумали четыре этапа: "визитка", "биатлон", «черная метка» и "блиц-турнир". Теперь нужно отработать технологию, чтобы каждая школа могла организовать и провести у себя кейс-чемпионат.

Кроме того, в течение трех дней участники принимали участие в мастер-классах по сценической речи и актерскому мастерству, которые проводила заведующая кафедрой социально-культурной деятельности Алтайского государственного института культуры Вера Медведенко. А 10 августа прошел круглый стол по актуальным вопросам преподавания русского языка как родного и как государственного языка РФ.

В итоге команды педагогов разработали семь групповых проектов и дополнительный восьмой — проект кейс-чемпионата. Программа школы завершилась презентацией проектов, их темы были разнообразны: «Удивительное — рядом», «Путешествие по карте «Языки народов Алтая», музыкально-литературный батл, мини-спектакль и другие.
— Мы подготовили материалы, которые помогут педагогам в реализации разработанных ими проектов, — также добавила доцент кафедры гуманитарного образования АИРО Марина Шалабод.

— На Летней школе встретились единомышленники, для которых разработанные проекты образовательных событий могут стать хорошим подспорьем в работе, особенно в год 85-летия Алтайского края, — резюмировала Ольга Староселец.

Участники школы из Ярового Ольга Бойко (средняя школа №19) и Ольга Кухтина (средняя школа №14) оставили теплый отзыв о мероприятии:

— Большим образовательным событием стала для нас «Летняя филологическая школа – 2022». Общение с новыми людьми, учителями из Алтайского края, республик Алтай и Тыва, невозможно переоценить. Круглый стол, посвящённый проблеме преподавания родного языка, показал, какие мы разные, но в то же время похожие: неравнодушные, увлечённые, преданные делу. Занятие по каллиграфии, проведённое Николаем Афониным, человеком интересным, способным увлечь всех, унесло к истокам древнерусской письменности. Мы усердно выводили элементы букв, и, когда получалось, радовались, как дети.

Работа в командах сплотила нас, общее дело по проектированию образовательного события сдружило. Очередь за малым — воплотить проекты в жизнь и превратить их в важное событие для школьников, их родителей, коллег и, конечно, для себя.

Свободное время участники Летней школы проводили по-разному: купались, загорали, гуляли. Именно прогулки стали для нас отдельным образовательным событием. Мы обошли вокруг озера Ая, полюбовались его красотой со всех сторон.

Всего четыре дня, но как долго мы будем помнить о них, вновь и вновь переживать это событие. В памяти сердца остаётся самое тёплое, самое близкое, самое важное.

Большое спасибо организаторам за приглашение и возможность испытать такие положительные эмоции!

Подведены итоги дистанционного конкурса проектов для школьников и студентов «Мой мир глазами другого» 

30 сентября 2022г. в Алтайском крае завершился конкурс проектов  «Мой мир глазами другого».

Одной из основных задач Конкурса стала мотивация подрастающего поколения к изучению истории, культуры Алтайского края, в сохранении и развитии его самобытности как региона многонациональной России.

По условиям Конкурса участниками стали команды школьников разных возрастных категорий (с 3 по 11 классы) и студенты среднего профессионального образования. Каждую команду возглавлял руководитель (классный руководитель или учитель/преподаватель), который осуществлял консультационную поддержку. Участники Конкурса представляли конкурсную работу (текст и видеоролик), раскрывающую традиции и культуру одного из народов, проживающих в Алтайском крае.

Конкурс проводился в 3-х номинациях:

«Народный фольклор» - представление сказок, пословиц, поговорок, крылатых выражений одного из народов, проживающих на территории Алтайского края;

«Бытовая культура» - представление о традиционных предметах обихода, одежды, утвари;

«Народные праздники» - представление о традициях, обрядах и ритуалах проведения традиционных народных праздников.

Всего в Конкурсе приняло участие 18 команд (более 100 человек) из 8 муниципалитетов края.

Среди участников наибольший интерес проявили школьники 11 – 13 лет и студенты 17- 20 лет. Всего в Конкурсе приняло участие более 100 человек.

С проектами можно ознакомиться в социальной сети ВКонтакте 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жюри Конкурса определило команды победителей и призеров в каждой номинации,а также один ролик, получивший наибольшее количество просмотров в социальной сети ВКонтакте.

Команда-победитель в номинации «Народный фольклор» МБОУ "Повалихинская СОШ" Первомайского района пригласила всех в свою школьную библиотеку, необычно рассказав о русском фольклоре. Ребята исполнили зачин сказки, напели русскую народную песню, удивили малоизвестными пословицами и поговорками.

Самая оригинальная команда призёр в номинации «Народный фольклор» из СОШ № 64 г. Барнаула, Волкова Арина, 13 лет, которая стала руководителем проекта о русских пестушках, а участниками стали педагоги этой школы.

В номинации«Бытовая культура» среди школьниковпобедителем стала команда МБУ ДО "Барнаульский городской детско-юношеский центр" с проектом «История возникновения бисероплетения». Участники команды представили историю возникновения промысла, а также сюжеты изделий, основанные на русских традициях и мотивах.

В номинации «Народные праздники» победила команда МБОУ «Гимназия № 27 имени Героя Советского Союза В.Е.Смирнова» г. Барнаула под руководством Корпачёвой Веры. Школьники раскрыли традиции народного праздника «Кузьминки». Жюри отметило качество оформления видеоролика, а также широкий круг костюмированных, песенных и танцевальных традиций.

Среди студентов в этой номинации победила команда КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж». Их проект «Обряд посещения целебных источников» вызвал большой интерес в ВКонтакте, набрав 323 просмотра. В ролике участники команды раскрывают традиции посещения источников народами Горного Алтая, опираясь на алтайские сказания, легенды, толкование словалтайского языка.

Автор проекта Бондарев Руслан (Гимназия №27 г. Барнаула) стал победителем в номинации «Общественное признание». Его проект «Шумовой музыкальный инструмент - Трещотки» набрал в социальной сети 463 просмотра. Свой проект Руслан заканчивает словами «Любить свою Родину – значит знать ее историю».

Поздравляем всех участников, победителей и призеров Конкурса!

Конкурс «Мой мир глазами другого» реализован АНО «Центр развития инновационных проектов и финансовой грамотности» и КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова» при поддержке фонда Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, грант № ПФКИ-22-1-013195 «Культурный марафон родных языков в Алтайском крае».

Официальная группа Конкурса в социальной сети ВКонтакте

Региональный конкурс "Мой мир глазами другого"

Результаты реализации проекта "Культурный мрафон родных языков в Алтайском крае" обобщены в дидактическом пособии 

Дидактические материалы могут быть использованы для подготовки и проведения образовательных событий на уроках родного языка и родной литературы. Вопросы викторин могут быть использованы в качестве домашнего задания или средства организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Издание адресовано учителям, руководителям методических объединений разного уровня, методистам, специалистам методических служб Алтайского края.

 

Дидактические материалы для развития читательской грамотности обучающихся на уроках родного языка и родной литературы / Авт.-сост. О.А. Староселец, М.Л. Шалабод. Под общ. ред. Т.Н. Райских. – Барнаул: АНО «Центр развития инновационных проектов и финансовой грамотности», 2022 г. – 45 с.

 

Эскиз видеоатласа «Звучи Алтай на родных языках!»

Verification: c678d6cfa76bda78